Новости

Доклад ИСЭПИ и ЦСЗ: «Рейтинг законотворцев». Основные тренды осенней сессии Госдумы 2017 года.



17.01.2018

Фонд ИСЭПИ совместно с Центром содействия законотворчеству представил новый «Рейтинг законотворцев».

Эксперты проанализировали основные показатели осенней сессии Госдумы 2017 года, оценили законопроектную работу парламентских фракций и депутатов. Общий вывод таков: сессия закрепила положительные изменения в качестве законотворчества, на что были направлены изменения в регламенте Госдумы в первые месяцы её работы.

Скачать рейтинг

Нынешний рейтинг свидетельствует, что Госдума действительно перестаёт создавать новые «законодательные завалы», высвобождая время для содержательной работы над актуальными законопроектами. Вносится всё меньше новых и некачественных инициатив, а доля результативных законопроектов растёт.

Начало меняться качество регионального законотворчества: доля законопроектов из регионов снизилась до наименьшего уровня за последние годы (до 18%), тогда как количество принятых хотя бы в одном из чтений инициатив субъектов РФ в общей массе законопроектов выросло примерно вдвое (8,5%). В том числе из регионов поступили приоритетные социальные законы по проблемам федерального масштаба — развития жилищного самоуправления и защите трудовых прав наёмных работников.

В Госдуме седьмого созыва продолжает развиваться практика совместного депутатского законотворчества. Доля совместных с сенаторами или заксобраниями, а также межфракционных инициатив во второй половине 2017 года оказалась рекордно высокой – это почти 30% от числа всех внесённых инициатив с участием депутатов, что почти втрое чаще, чем в предыдущие годы.

На фоне расширения практики межфракционного законотворчества сохраняется и высокий уровень внутрипарламентского консенсуса по принимаемым законопроектам – устойчиво более половины одобряемых инициатив поддерживается всеми фракциями.

Благодаря коллективной работе фракций и повышению качества законодательной процедуры теперь Госдума активнее берёт на себя авторство приоритетных законопроектов по отдельным важным социально-экономическим темам, которые раньше обычно вносило правительство.

В условиях, когда правительство остаётся автором до двух третей всех принимаемых законов, депутаты Госдумы сосредоточились на более активной доработке (в ряде случаев – переработке) правительственных законопроектов в период между первым и вторым чтениями. В исследовании приводится перечень наиболее важных правительственных законопроектов, которые были перенаправлены депутатами в более социальное и регионально ориентированное русло.

В основном выдерживается заявленный Госдумой курс на отход от практики «скоростного» законотворчества. Прекратились случаи принятия законов сразу в первом чтении и в целом. И только 3 законопроекта (1,5% от принятых) оказались «скоростными», пройдя за один день сразу второе и третье чтения.

Тематика собственных депутатских инициатив сохраняла явно выраженный социальный профиль. Наиболее популярные темы — сфера ЖКХ, благоустройства и жилищной политики, социальная и семейно-демографическая политика, защита финансовых и потребительских прав граждан, комплексная поддержка отечественного бизнеса или отдельных отраслей.

Из «политических» тем выросла значимость вопросов партийно-избирательного законодательства (что традиционно после Единого дня голосования в регионах и накануне федеральных выборов), продолжают поступать и новые инициативы депутатов по расширению инструментария парламентского контроля.

Первую пятёрку наиболее результативных депутатов составили Павел КрашенинниковАндрей МакаровПавел КачкаевАлександр Сидякин (все – «Единая Россия») и лидер «Справедливой России» Сергей Миронов. В первую десятку из представителей оппозиции попали также Владимир Кашин (КПРФ) и Анатолий Аксаков («Справедливая Россия»).

Возврат к списку